Ху Чжэн — член Совета директоров, генеральный представитель корпорации в районах Центральной Азии и Балтии, СЕО (генеральный исполнительный директор) Китайско-Белорусского индустриального парка.
Миссию в Беларуси господин Ху Чжэн считает венцом своей карьеры, подчеркивая при этом, что работа за границей, и в нашей стране в частности, для него — новый опыт, а деятельность по созданию Китайско-Белорусского индустриального парка вновь пробудила в нем энтузиазм.
— Я много путешествовал по миру, но никогда не был в Беларуси. Начиная с прошлого года часто посещал вашу страну, провел немало времени в Минске.
Раньше мы плохо знали Беларусь, чего не скажешь о Минске. Почему были наслышаны о вашей столице? (улыбается). Потому что в моем городе Шэньчжэнь установлен авианосец «Минск» (гордость Тихоокеанского флота, отслуживший свой век крейсер «Минск» в 1990-е годы продали на металлолом южнокорейской компании, затем китайцы создали на его базе развлекательный центр. — Авт.).
Беларусь — это великая страна. Здесь хорошая экология. Особенно меня впечатляют лес, такое глубокое небо и яркое солнце.
Белорусы — дисциплинированные, ответственные и добродушные, образованные. Я могу так сказать обо всех, с кем имел дело. У вас порядок и безопасно. Для нас в Беларуси нет никаких неудобств. Здесь очень доброжелательно и по-дружески относятся к китайскому народу.
Я имел широкие контакты с руководителями и сотрудниками Минского облисполкома. Все они показали свои профессиональные компетенции, за что их очень уважаю. Облисполком оказывает очень большую поддержку в развитии нашего парка. Было много встреч с Семеном Шапиро. Считаю, что чиновники Минской области хотят работать и не уклоняются от вопросов.
Я побывал во всех деревнях вокруг нашего парка, встречался с местными жителями. Как только они слышали, что мы из Китая и строим здесь «Великий камень», сразу проявляли большой интерес к разговору и выражали свои позитивные надежды.
— Знаете, у наших людей тоже была возможность убедиться в искренности ваших намерений и добром отношении к Беларуси, когда после июльского урагана «Чайна Мерчантс Групп» не оставила жителей области в беде, выделив на восстановительные работы благотворительный капитал…
— Особенно сильно потерпел Смолевичский район, на территории которого строится наш парк. Мы чувствовали себя так, словно сами пострадали от стихийного бедствия… Поэтому сразу решили помочь, и рад был услышать от Семена Шапиро, что именно «Чайна Мерчантс Групп» оказалась первой китайской компанией, поспешившей на выручку.
Мы понимаем свою социальную ответственность и впредь будем расширять наши благотворительные мероприятия. Готовы дружить и совместно реализовывать инициативу глав наших государств — через строительство Китайско-Белорусского индустриального парка открыть новую страницу в истории дружественных отношений между Китаем и Беларусью.
— Вопрос об инвестициях в Республику Беларусь для «Чайна Мерчантс Групп» очень серьезный. Мы приняли решение инвестировать в наш парк, потому что он нуждается в сопутствующих комплексных объектах логистики. Без этого трудно представить здесь организацию промышленного производства. (Беларусь является внутриконтинентальной страной, и для роста ее экономики необходима эффективная современная логистика.)
Должен сказать, что в вашей стране инфраструктура для развития логистики очень хорошая. Наше преимущество в том, что парк находится в непосредственной близости от минского аэропорта, это создает благоприятные условия для развития авиаперевозок.
Трасса М1, соединяющая Москву и Берлин, как раз проходит через территорию «Великого камня». Все поезда из Китая идут через Минск. Так что условия для развития в будущем сухопутной логистики тоже очень хорошие.
Но у Беларуси нет выхода к морю. В то же время судоходные перевозки наименее затратные, и мы сосредоточили внимание на развитии мультимодальной логистики.
— Именно поэтому ваша компания ведет переговоры о приобретении терминала в клайпедском порту?
— «Чайна Мерчантс Групп» никогда не заявляла, что хочет купить терминал в Клайпеде. Мы изучаем возможность участия в строительстве глубоководного контейнерного причала в порту Клайпеды — или на базе существующего, или абсолютно нового, придерживаясь при этом научного подхода и рыночного спроса. Есть разные подходы к решению этого вопроса, но сформированного мнения и заключения пока нет.
Должен сказать, что литовское правительство уделяет большое внимание переговорам с «Чайна Мерчантс Групп». И я уверен, что в будущем все больше грузов будет поступать в наш парк через порт Клайпеды, а оттуда товары наших резидентов будут уходить по назначению.
У нас, правда, есть и альтернатива. Например, рижский порт. Но Клайпеда все-таки ближе.
— То есть проект предусматривает соединение четырех видов транспорта (авиа-, железнодорожного, автомобильного, водного) в единую логистическую систему?
— Мы смотрим на развитие Китайско-Белорусского индустриального парка комплексно, поэтому строим здесь крупный региональный центр, который обеспечит резидентов логистическими услугами. Он позволит выявить и ключевую роль Беларуси на всем воссоздаваемом Шелковом пути, открывая ворота из стран Центральной Азии в Европу. Станет центром дистрибуции и распределения товаров на европейском пространстве, обеспечит увеличение выпуска экспортно ориентированной продукции, развитие трансграничной торговли и логистики. Считаю, что это очень выгодно для вашей страны в аспекте структурной перестройки экономики и создания новой точки экономического роста.
Вот, собственно, в чем заключается идея построить торгово-логистический парк на общую сумму 500 млн долларов США. Я убежден, что с развитием парка инвестиции «Чайна Мерчантс Групп» будут приобретать все большее значение.
Обычно говорят, что «Чайна Мерчантс Групп» — логистический провайдер, но это не совсем так. Это лишь одно из многих наших преимуществ. «Чайна Мерчантс Групп» является крупной комплексной диверсифицированной корпорацией, суммарные активы которой превышают 8 триллионов долларов США.
— Как вы оцениваете сегодняшнее положение дел?
— После того как в мае прошлого года состоялся визит на высшем уровне и наш парк посетил Председатель КНР Си Цзиньпин, начался этап ускоренного развития. Кто бывает на площадке, может своими глазами увидеть, насколько мы ушли вперед. Хотя до этого парк представлял собой всего-навсего заложенный камень.
Уже есть дорога протяженностью 11 км, из них 7,7 км асфальтированы. 15 сентября состоится подача электроэнергии на станции мощностью 100 тыс. кВт. Это — проект безвозмездной помощи от китайского правительства на сумму 90 млн юаней.
Завершено создание системы водоснабжения и канализации. По всей территории проложена сеть телекоммуникаций.
Полным ходом идет строительство объекта, в который «Чайна Мерчантс Групп» инвестировала 150 млн долларов США, — бизнес-центра общей площадью 6250 кв. метров. На стадии завершения — складской терминал площадью 51 тыс. кв. метров и выставочный центр площадью 21 тыс. кв. метров.
Только в Беларуси для строительства первой очереди парка мы закупили 5,5 тыс. тонн металлоконструкций, еще 3,5 тыс. тонн доставили из Китая.
К концу сентября все объекты инфраструктуры первой очереди стартовой зоны парка будут готовы. Это хороший фундамент для дальнейшего развития.
— Недавно некоторые отечественные интернет-ресурсы распространили информацию о том, что в первом полугодии 2016-го в парке «Великий камень» не появился ни один новый резидент в отличие от других СЭЗ…
— Я знаком с этим материалом. Сам заголовок статьи весьма любопытен: «Под лежачий камень…». Как будто Китайско-Белорусский индустриальный парк уже «лежит». Но даже лежачий — не значит плохо (улыбается). Наверное, он накапливает энергию.
Однако это факт: за первое полугодие количество резидентов парка не увеличилось. Для нас это тоже весьма сложный вопрос, который оказывает определенное давление. И должен заметить, что привлечение инвестиций — непростая работа.
Во-первых, еще не все знают о нашем парке. Другие СЭЗ функционируют много лет, а «Великому камню» только полтора года. Можно сказать, он вообще младенец.
Во-вторых, мировая экономика сегодня демонстрирует не очень хорошие тенденции. Инвесторы осторожничают.
В-третьих, я считаю, поставлены слишком высокие условия для потенциальных инвесторов и резидентов, в связи с чем только в первом полугодии 2016 года администрация парка отказала в регистрации семи проектов. Но я уверен, что их с удовольствием примут в других СЭЗ.
— О каких проектах идет речь?
— В частности, их хотят реализовать крупный и известный пищевой комбинат из Китая, немецкий пивоваренный завод и китайское предприятие по производству солода.
Они могли бы уже начать строительство, но до сих пор вопрос регистрации этих компаний не разрешен.
— То есть задача такая: не просто наполнить парк различными производствами, а исключительно высокотехнологичными?
— Не совсем так. Я считаю, что действующие правила не соответствуют реальному положению нашего парка, по крайней мере, на текущий момент. В принципе, развитие индустриального парка делится на три стадии: стадия стартапа, стадия быстрого развития и стадия эскалации и трансформации. Критерии для инвесторов и резидентов на стадии стартапа следует смягчить, а также расширить направления их деятельности. При этом согласен с тем, что наш парк должен быть в формате современного производства с новыми отраслями экономики, необходимо строго соблюдать экологические требования. В этом отношении никаких послаблений быть не должно. Но в какой-то определенный период, считаю, следует смягчить критерии для регистрации резидентов, иначе привлечение инвестиций будет весьма проблематичным.
— Но что все-таки поможет привлечь новых инвесторов и резидентов?
— На мой взгляд, нельзя отказывать средним и мелким предприятиям и надо дать доступ в парк тем компаниям, которые работают не только по тем шести направлениям деятельности «Великого камня», которые уже определены. Например, можно и нужно привлечь фирмы, занимающиеся переработкой на давальческой основе, скажем, камня или металла. Или это может быть переработка белорусского льна. Вполне реально здесь получить высокую добавленную стоимость.
Самое важное для нашего парка на данный момент — совершить некий прорыв в привлечении инвестиций, приложив для этого максимум усилий.
Статья взята с портала tut.by. Читать полностью: http://news.tut.by/economics/508956.html